Школьный музей – бесценное хранилище истории. «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит к своей стране – к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре», – это высказывание одного из величайших деятелей культуры и литературы, академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва.
Школьный музей - это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы коллектива педагогов, обучающихся и общественности. Деятельность школьного музея направлена на развитие творческой инициативы и деятельности обучающихся и педагогов по сохранению и изучению истории родной школы, села, деятельности выдающихся земляков, изучению быта, культуры.
Цель создания школьного музея - преобразовать традиционное музейное пространство в современную образовательную среду, способствующую патриотическому и гражданскому воспитанию обучающихся посредством применения информационно-коммуникационных технологий. Потенциал школьного музея для воспитания и развития личности учащихся реализуется через функции музея - информативную, просветительскую, коммуникативную, воспитательную, эстетическую, исследовательскую. Музейный предмет способствует пониманию жизни, ее смысла, гуманистически ориентированной системы ценностей.
Музей формирует и развивает социально значимые ценности человека. Школа при этом является одним из источников формирования и развития гражданской личности. История – это учитель жизни. Зная прошлое, мы можем понять настоящее и сможем предвидеть будущее. Мало знать перечень дат, событий, имена выдающихся людей, перечень памятников истории и культуры. Нужно всё это прочувствовать самому. Важная форма работы музея — привлечение его материалов как в учебной работе, так и во внеурочной деятельности по предмету.
Школьный музей является средством обучения и воспитания подрастающего поколения, центром формирования патриотических и гражданских качеств школьника. Он должен стать первым этапом на пути формирования у ребенка интереса к родной истории, родной природе, национальной культуре.